Ольгопільський повіт ХІХ століття
Про те, як жили наші предки в 1-ій половині XIX століття ми дізналися з опису місцевого жителя с. Вербка, священика Никодима Михневича. Він на замовлення історико-географічного товариства Санкт-Петербурга вивчив цей повіт і зібрав етнографічні повідомлення про населення Ольгопільського повіту, до якого належали багато сіл Кодимщини в тому числі і Пирожна. У доповіді Михневич писав: «…Народонаселение уезда состоит из дворян, духовенства, мещан, крестьян и евреев, все жители исповедуют православие и католическую веру. Самые многочисленные – крестьяне — малороссы, говорящие своим малоросским языком. Это народ — здоровый на вид, сильный, работающий день и ночь и не знающий усталости. Все воздушные перемены имеют мало влияния на мужика. В своем кожухе он спит на снегу, без шапки в сильные морозы лицом к земле. Снег тает от его дыхания, иней нарастает на его открытой груди, но он никогда не знает простуды.
Малоросс – мужик ленив, медлен, неповоротлив, но при его постоянном труде и работе, если б было больше механической деятельности и быстроты движений, он бы истощился и выбился из сил, между тем, как теперь, в своих медленных поворотах, он как-будто отдыхает и набирается новой крепости. Женщины не уступают в трудах и силе своим мужьям и летом несут еще больше их тяжестей.
Мужчины носят черные свиты с каптуром, женщины тоже носят свиты, но без каптура. Голову они повязывают платком, завязывая сзади узел.
Все мужчины бреют головы, оставляя небольшой хохол, отчего вероятно и названы хохлами.
Крестьянские головы наполнены невежеством, предрассудками и суеверием. Есть и среди них мужики, у которых светится природный ум Малоросса. Весь ум малороссов заключался в поговорках, которые не вновь изобретаются, а употребляются с незапамятных времен и освящены древностью.
- Хто не дбає, той не має.
- Мовчи глуха — менше гріха.
- Що впало, те пропало.
- Панська воля — наша доля.
- Чужими руками добре жар загрібати.
- Шануй батька й Бога, буде тобі всюди дорога.
- Брехати — не ціпом махати.
Население местности все, за небольшим исключением, добры, послушны и терпеливы до крайности. Характерно для здешних мужиков – юмор, всегдашняя веселость. Они за работой поют, шутят над собою, над другими и никому не дают пощады. Все население очень набожно, привержены к церкви и многие молятся со слезами на глазах. Посты соблюдают свято.
Уезд этот пересекають во всех направлениях тракты в Одесу, но главных дорог две — одна, Бердичевськая, которая идет с Гайсинского уезда через г. Бершадь, а другая — так званая «Шпаків шлях», проходит через Мясковку, Гарачевку й около села Попелюхи поворачивает в Балтский уезд через местечко Кодыму..
Весною на этих дорогах тянутся чумаки с пшеницей в Одессу. Когда цена на пшеницу поднимаєтся, то обозы нередко шли в два ряда по дороге. Наибольшее движение бывает перед Балтской Троичной ярмаркой. К Троициному дню балтские купцы обновляют свои магазины новыми товарами, начиная от проволоки и канатов до золотых изделий и шолковых материй. Большая часть этих товаров идет через Ольгопольский уезд на русских тройках; за ними, лязгаючи звоночками, плетутся каруцы євреев, крытые белым полотном з товарами оптових купцов и мелких торговцев из Бердичева, Умани и других мест. Далее ведуть ручных коней, везуть экипажи деревянные изделия: колеса, ульи, ободы; едут сельские обыватели, идет убогий промысел лесистой Волыни — доски, деготь, клей, и, наконец, движется масса євреев дюжинами на возку с запасом хитростей и обманов…: „Фабрик в уезде нет. Есть два завода и 16 винокурных заводов, на Каменском винокурном делают вино: столовое, рейнвейн и даже шампанськое. Каменское шампанское приравнивается к клико и силлери».
У багатых помещицких хозяйствах заведены шпанские овцы и мериносы лучших иностранных пород. В замке графа Гудовича, у м. Чечельник, єсть конный завод азиатской породы.
В части художественной Ольгопольский уезд мало чем известен, кроме храмов Божиих.
Цей опис священика Міхневича відноситься і до селян села Пирожна 1-ї половини ХІХ століття. Його доповідь була надрукована в 1852 році у Віснику Імператорського російського географічного Товариства. Частина 6-а, кн. 1, стор.23. Із архівних документів Ольгопольського повіту нам стало відомо, що село Пирожна належало поміщику М. Черномському, в 1857 році у селі проживало 1096 чоловіків, 1076 жінок. В селі була побудована кам’яна церква і працювали 2 школи – церковно-приходська і школа грамоти. Пирожна відносилася до Кам’янець-Подільської губернії, Ольгопольського повіту, Лужської волості.